Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Приобретения первых полотен для Третьяковки



Приобретения первых  полотен для Третьяковки

В молодости юный Паша не пропускал в Москве ни одной художественной выставки. Постепенно он становится абсолютно своим в среде столичных живописцев, а хобби становится страстью - промышленник начинает собирать собственную коллекцию. В 1856 году он приобретает две первые картины: «Искушение» Н.Г. Шильдераи «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Собственно с этого момента и принято вести отсчет основания Третьяковской галереи.

Известно, что незадолго до приобретения первых двух русских полотен, коллекционер «на развалах» у Сухаревской башни купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. Известно также, что Павел Михайлович предпочитал картины молодых и малоизвестных авторов. Некоторые исследователи его жизни объясняют такую избирательность ограниченностью в средствах. Однако это не так, денег у промышленника было достаточно. Просто он не был обычным собирателем и имел собственный взгляд на живопись. По стопам старшего брата в деле коллекционирования живописи смело отправился и его младший брат Сергей, который, как мы уже говорили, даже превзошел в этом деле Павла. Но коллекционирование не было единственным увлечением этих удивительных людей.

Даже если не касаться главного их совместного детища - Третьяковской галереи, то простое перечисление благих дел впечатляет. Еще на посту председателя Общества поощрения художников, например, Павел Михайлович вкладывал собственные деньги в издание «Художественного журнала». А будучи членом совета попечительства о бедных в Москве и в Московском художественном обществе, он содержал Арноль-довское училище для глухонемых детей. Стоит ли говорить, что Третьяковы оказывали серьезную материальную помощь и отдельным художникам, и в целом Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества? При этом поддерживали живописцев не только тем, что покупали у них картины, а часто, напрямую ссужая им немалые суммы. Третьяковы оплатили лечение художника Ивана Шишкина (1832-1898), когда тот подхватил тиф, и художника Федора Васильева (1850-1873), заболевшего туберкулезом... Благодаря им (они заказали и оплатили) мы имеем сегодня замечательные портреты Л.Н. Толстого,

A.    И. Гончарова, А. Г. Рубинштейна, Ф. М. Достоевского, М. С. Щепкина...

Наконец, сохранилась в целостности знаменитая Туркестанская серия

B.    В. Верещагина, купленная Третьяковыми...

Но все же главным в жизни Павла Третьякова стало решение подарить москвичам всю свою замечательную коллекцию. Однажды в письме, адресованном одной из своих дочерей, П. М. Третьяков напишет: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».В 1893 году состоялось торжественное открытие городской галереи, получившей имя братьев Третьяковых. Москва потрясенаМосква потрясена щедростью Третьяковых. «Русские ведомости» 16 сентября 1892 года публикуют большую статью «Пожертвование С. М. и П. М. Третьяковых», где оценивают стоимость коллекций Сергея Михайловича в 514 335 рублей. При этом Павел Михайлович, сообщает издание, отказался определить стоимость своего дара, но «нужно полагать, что ценность его пожертвования в пользу города достигает 2 миллионов рублей».«И дар великолепен, и форма, в которой он предложен, безукоризненна», - так оценивает событие другая газета, «Новое время». Автор статьи размышляет о меценатстве вообще, называя щедрость Третьяковых «беспримерной» на фоне сцен бессмысленного разгула большинства российских богачей.Это «небывалый факт в летописи искусства», когда «сокровище, любимое дело целой жизни одним взмахом пера владелец отдал одному городу», оценивает поступок Третьяковых корреспондент «Московских ведомостей»...

Материалы по теме: