Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Первый попечитель Третьяковской галереи



Первый попечитель Третьяковской галереи

После того как 4 декабря 1898 года умирает старший из Третьяковых, Павел Михайлович, московские законодатели решают как следует организовать дальнейшее управление галереей. Выходит специальное «Положение»,согласно которому во главе должен стоять «попечитель», избираемый Думой и являющийся одновременно председателем Совета галереи. Сам Совет формируется из четырех человек, не считая председателя, которые также должны избираться Думой.

Первым попечителем становится тогдашний городской глава князь B.    М. Голицын. В числе остальных членов Совета - Александра Павловна Боткина, одна из четырех дочерей Павла Михайловича и жена врача   C.    П. Боткина, сына знаменитого клинициста Сергея Сергеевича Боткина. В Совете также - Валентин Александрович Серов (1865-1911), замечательный живописец и график, автор портрета «Девочка с персиками» и Илья Семенович Остроухов (1858— 1929), художник-пейзажист, коллекционер, друг П. М. Третьякова.Пополнение галереи идет успешно, благодаря вдумчивому и настойчивому Валентину Серову. По воспоминаниям современников, художнику не раз удается удерживать импульсивного Илью Остроухова от опрометчивых покупок и настаивать на приобретении произведений достойных, таких как «Дама в голубом» Константина Сомова, картин Врубеля и многого другого. В 1913 году во главе попечительного совета становится Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960), замечательный русский живописец, прославивший свое имя не только как музейный деятель, но как реставратор и ученый-искусствовед.Игорь Грабарь оставался руководителем Третьяковки и после прихода к власти большевиков, когда 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила официальное название - Государственная Третьяковская галерея.

После своего назначения Игорь Грабарь записал в дневнике: «Мне надо было сконструировать Совет, который обычно составлялся его председателем так, как составляются кабинеты министров, - из единомышленников... Но составить такой кабинет оказалось нелегко: надо было ввести в него влиятельных гласных, которые могли бы в Думе проводить нужные галерее мероприятия и защищать ее интересы, надо было ввести нового члена семьи П. М. Третьякова, так как А. П. Боткина, уйдя в отставку вместе с Остроуховым, Карзинкиным и Третьяковым (Сергеем Николаевичем -ред.), решительно отказывалась идти в новый Совет... По разным соображениям мой выбор остановился на старшей его дочери, Вере Павловне Зилоти, о которой много хорошего рассказывал мне Серов, за два года до этого умерший.Она охотно согласилась работать со мной, и у нас вскоре завязались самые дружеские отношения. В вопросах искусства она обладала большой чуткостью, была умна и тактична...»При активном участии Грабаря был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А. В. Щусев, выбивший под музей особняк в Малом Толмачевском переулке (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
 

Материалы по теме: