Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Основатели Третьяковской галереи



Основатели Третьяковской галереи

Собрание шедевров Эрмитажа было заложено Екатериной Великой; у истоков Пушкинского музея стояли княгиня 3. Волконская, академик С. Шевырев и профессор К. Герц; к созданию архитектурных ансамблей Петербурга и Москвы привлекались величайшие мастера - Растрелли и Клодт, Барма и Росси. И если духовные ценности часто являлись прерогативой элиты российского общества, то на этом фоне несколько особняком выглядит существование одного из известнейших в мире собраний изобразительного искусства, которое обязано людям, вроде бы никак с миром прекрасного не связанным.Более того - представителям сословия, вобравшего в себя далеко не лучшие черты россиян. Разумеется, речь идет о знаменитой Третьяковской галерее и ее основателях - Павле и Сергее Третьяковых. Впрочем, два выдающихся мецената достойно представили миру не только великолепную коллекцию картин, но и замечательный древний род Третьяковых.

Вот воспоминание из школьной программы давно минувших дней. В статье «Луч света в темном царстве», посвященной драме А. Н. Островского «Гроза», Н. А. Добролюбов под «темным царством» подразумевал купеческую среду провинциального российского города XIX века. В статье говорится, что случай с Катериной - не исключение, «целая масса людей подвержена тлетворному влиянию Диких и Кабановых!» - именно так, с восклицательным знаком. Жить в «темном царстве» - хуже смерти, делает вывод Добролюбов.Взгляды Островского на купечество разделил и другой великий писатель и знаток русской жизни Максим Горький. Купеческое сословие в его произведениях выглядит воплощением алчности и стяжательства. В душах его героев нет места высоким благородным порывам, не в цене у них такие человеческие качества, как доброта и милосердие.

Н.В. Гоголь, И. А. Крылов и множество других, менее известных писателей если и писали о купечестве, то совсем без пиетета. Даже своих персонажей они наделяли характерными фамилиями: «Сквалыгин», «Выжи-гин», «Куроумов», изображая типичного представителя купеческого сословия жадным, хитрым и малообразованным.Но полностью полагаться на эти утверждения - все равно, что верить полотнам Б. Кустодиева, на которых мы видим купчих необыкновенно тучными. Есть и иные, достаточно объективные сведения, которые позволяют глубже понять феномен династии Третьяковых.В XVII веке крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством. Поначалу они в основном занимались добычей соли, курили вино, выделывали кожи. Но уже в XVIII веке появились настоящие промышленники, создавшие предприятия металлургической, текстильной, бумажной, стекольной и других отраслей. Развитие торговли вне крупных городов привело к появлению купцов-крестьян.

 

Причем, благодаря приверженности традиционным устоям, безупречной честности и верности слову наиболее успешными из них часто были староверы.Так и получилось, что самыми известными российскими купцами стали выходцы из потомственных старообрядцев. Именно к староверам принадлежали знаменитые купеческие фамилии - Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские..Не случайно поэтому, что в XVIII-XIX веках купечество дало множество примеров истинного благочестия. Из купцов происходил величайший святой нового времени преподобный Серафим Саровский. Национальным героем России стал нижегородский купец Кузьма Минин, торговавший скотом. Избранный земским старостой, он сразу откликнулся на призыв патриарха Гермогена организовать сбор средств на ополчение и вошел в историю как один из освободителей Москвы от польских захватчиков.

Материалы по теме: