Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Зимние залпы Балтики



Зимние залпы Балтики

Почти с первых дней Великой Отечественной на её фронтах мужественно и героически сражались самые талантливые и именитые художники, вопреки своей мирной профессии, оставившие в лихой час Родины кисть ради оружия. Но и своим мастерством они помогали делу борьбы и приближению победы, силой искусства вдохновляя и вселяя уверенность в народ.

Среди таких воинов-художников оказался и Ромас Я.Д., собственно и художником он ещё не был, только учился и накануне войны он только приступал к своему первому серьезному полотну. До сего момента был и оформителем города Москвы к торжествам, и декоратором музеев, и реставрационные работы проводил. Внес свою лепту в проектирование дизайна станций метрополитена Москвы. Теперь же он служил на балтийском крейсере «Максим Горький».  Он провел на крейсере всю блокаду, стал свидетелем подвига народа, сам был частью борьбы, сжился с кораблем очень тесно.

Идею воплотить на картине роль флота в войне, свой родной корабль, участие в Войне этого героического судна – вот лейтмотив предваряющий появление «Зимних залпов Балтики». Хотя долгое время поисков дало возможность с точностью небывалой выверить композицию и колористический вид будущей картины. Корабль помещен пусть и не по протоколу морской лоции, а по идейной сути в самый центр города, Недалеко от шпиля Адмиралтейства напротив Исаакиевского собора, стоит он грозной громадой. Затуманенные абрис Ленинграда вдали, на первом плане женщина и маленький ребенок везут что-то на санках. И вот за этот ужасный передел в котором оказалась земля родная, за страдающий и умирающий от войны и голода народ дал наш «Максимка2 таково название корабля с картины залп по врагу, мощным главным калибром он точно угодил в самую главную цель нацистской армады, перевернул её жуткую мощную стену вокруг родного Ленинграда и сумел разорвать кольцо плотно сжимавшее родные стены невского красавца-города. Уже в 42-ом году полотно заняло центральное место на выставке о Великой Отечественной Войне. Его удача и расположение зрителя в идейно-художественной целостности изображения. В ней отобразился весь патриотический неугасимый дух и сила, и стойкость ленинградцев, советский человек не гнется под напором внешних  внутренних проблем и бед – он становится тверже и крепче, способен многое преодолеть. Таков основной секрет этой картины.
 

Материалы по теме: