Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Портрет академика И.П. Павлова



Портрет академика И.П. Павлова

     Портреты всегда живут какой-то особенной жизнью, не всегда успешной и известной, но зачастую просто  самобытной. А вот о портрете знаменито физиолога Павлова И.П. кисти равноценно великого Нестерова, можно сказать многое. В определенном смысле он выделяется определенной судьбой. Портрет этот мощный по своей энергетике впитал в себя неукротимую жажду экспериментатора-Павлова и небывалое упорство и постоянное развитие самого художника, который и в зрелые годы умел создавать произведения полные юношеского задора. Тем необычнее и история создания этого необычного портрета. Можно сказать что это и рассказ о недолгой, но яркой и взаимно полезной дружбе, хотя и пришла она к людям великим поздно и недолго продолжалась.

    Так вот к началу 30-ых Нестеров слыл среди знающих знатным портретистом, ему давно сосватывали новую «модель» - собственно самого И.П. Павлова. Автор сам глубоко уважал великий талант и заслуги ученого, но рассмотрев фото не находил в нем черт для вдохновения и написания портрета. Однако друзья настаивали, и Нестеров согласился встретиться лично с ученым. При первой же встрече он был поражен и увлечен страстным динамизмом и внутренним напором этого человека, ясность и молодость суждений которого сквозили во всех его чертах и мимике. Убежденность и уверенная осанка, переменчивость в быстроте движений и ясная четкость всего общего воплощения дали Нестерову толчок к работе над портретом великого физиолога. По приглашению ученого художник в селе Колтуши пишет первый портрет, полный ясности восприятия и непосредственности – естественная поза при чтении, задумчивое и сосредоточенное лицо. Светло солнечная гамма обрамляет портрет в настоящий домашний уют. Блики от листвы падают рефлексами на лицо и страницы книги, столешницу и переплеты книжного шкафа. Все остались крайне довольными, включая Павлова, а мастеру по завершении работы показалось недостаточным впечатление от законченного портрета.

Потом пройдет долгих пять лет тесной дружбы, творческих поисков, налаженного общения между двумя гениями прежде чем будет написан второй портрет. Наброски профилей Павлова дали хороший материал для портретной работы и уже вскоре Нестеров пишет второй портретный профиль «дивного старика» (как характеризовал его сам художник). Строгая композиция, выверенность позы задумчивой мысли, сосредоточенности позы Павлова – все говорит о вдумчивой и сбалансированной работе  мастера.
 

Материалы по теме: