Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Греков Митрофан Борисович



Греков Митрофан Борисович

Этот рассказ о знаменитом художнике-баталисте, Митрофане Грекове, который сыграл в развитии русского соцреализма, да и нового искусства вообще самую заметную и ведущую роль. Основывал свой труд всегда на реалистической традиции русской живописи девятнадцатого века, однако был самым ярким пропагандистом становления и укрепления только зарождавшегося соцреализма.

Первые годы его жизни и ранняя юность прошла на Донском приволье. Учился рисовать он сам по началу, а потом в 1898 году поступил в училище художественное в Одессе. По окончании его сдал экзамен в питерскую Академию Художеств, которую и оканчивает в 1907 году. Параллельно осваивает живопись и в конечном итоге выбирает направление батального изображения.  Принимает деятельное участие в работе своего учителя Ф. Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская Битва». В 11-ом году за конкурсную работу  -Волы в плугу- Грекову присваивают звание художника. На следующий год карьера мастера приостанавливается, поскольку он отбывает на воинскую службу, а с началом Первой Мировой отправляется на фронт. В 17-ом из-за тяжелого заболевания его демобилизуют из армии. Недолгое время он учительствует в Новочеркасске, где создан параллельно работе и цикл по разгрому белогвардейцев. Соединенная с тематической работой о вступлении красных в Новочеркасск, эти работы стали началом советского батального направления в живописи, где лейтмотив состоял не в изображении самих боевых действий, а в новых романтичных идеях, за которые и билась Красная Армия.
Здесь персонажами являются не отдельные личности, а общая  революционная стихийная волна, материализация её в красноармейском движении, народного армейского уклада, который вершил своё будущее.

С течением и развитием своего таланта Греков делает основной упор на сильную динамику, страстность порыва, композиционное приобретение глубины и остроты видения в полотнах. Целый ряд картин этого периода в полной мере соответствует вышеозначенному назначению. Романтический революционный дух, что красной линией проходит по всем полотном автора, стремительность, вихревое движение людей и ветра, динамичное направление всех элементов картин Грекова стали неотъемлемой частью художественного воплощения революционной эпохи в искусстве. Его «Тачанка» вообще стала образом-символом Гражданской войны.
Жизнь автора была подобна его произведениям – кипуча, ярка, стремительна, но недолговечна. Подобно комете он появился и исчез.
 

Материалы по теме: