Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Знакомство Галы с Дали




В 1916 году Гала едет в Париж, опять одна, через воюющую Европу. Вряд ли она подозревала, какие перемены вскоре потрясут ее родину, но возвращаться явно не собиралась. В Россию она больше не вернется никогда..Эжен всё еще на фронте, работает в полевом госпитале, что не мешает ему писать стихи - в это время как раз выходит его второй сборник, изданный уже под именем Поля Элюара. В ожидании жениха Гала поселяется у его родителей. Вскоре он возвращается (не отказываясь от военной службы, но сменив ее на работу в Париже), и 21 февраля 1917 года влюбленные сочетаются добропорядочным католическим браком.

Долгое время они счастливы. В 1918 году рождается дочь Сесиль, но ее воспитанием занимается в основном французская бабушка. Гала наслаждается «роскошной жизнью», о которой так долго мечтала, - покупает себе наряды и шляпки, ходит в сопровождении мужа в театры и рестораны. В это время Поль Элюар сближается с кругом поэтов и художников, в который входили Жан Полан, Тристан Тцара, Андре Бретон, Луи Арагон и Макс Эрнст, и вместе с ними основывает модернистское течение «дадаизм», позднее слившееся с сюрреализмом. Название принадлежит французскому поэту румыно-еврейского происхождения Тристану Тцара, нашедшему в словаре слово «дада»: на одном языке оно обозначает детскую игрушку, на другом - священное животное, в русском и румынском это двойное согласие и практически в любом языке похоже на младенческий лепет. «Во всяком случае - это нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения», - пишет Тцара в Манифесте движения в 1918 году. Дадаизм возник как реакция на бессмысленную жестокость Первой мировой войны, которая ставила под вопрос само существование человека. Главной идеей этого направления была иррациональность, бессистемность, отрицание признанных канонов в искусстве и разрушение любой эстетики. «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего», - провозглашали участники движения. Гала с удовольствием вращается в этих кругах, где ее считают «официальной музой» Элюара. Впрочем, это не мешает ей вдохновлять и других художников...


В 1926 году в жизни пары случается сразу несколько событий. Элюар вступает в коммунистическую партию, готовит к изданию очередной поэтический сборник «Умирать оттого, что не умираешь» и вдруг, накануне выхода книги из печати, исчезает. Гала уверена, что муж покончил с собой - на подобные мысли наводит и название книги, и тот факт, что в одном из писем он называл ее «последней»... У поэтов и жизнь, и смерть всегда тесно переплетены с творчеством. Проходит больше полугода, и вдруг она получает письмо действительно почти «с того света» - с Таити. Это весьма символично: ведь именно на острова Французской Полинезии бежал в свое время другой знаменитый соотечественник и тезка Элюара - Поль Гоген. Опять красивый жест? Гала отправляется на другой конец Земли вместе с художником Максом Эрнстом, другом мужа и своим любовником, с которым расстается после этой поездки. Элюар возвращен домой, в добропорядочную Францию, семейный порядок тоже вроде бы восстановлен.Увы, ненадолго...В 1928 году в Париже проходит премьера скандального фильма «Андалузский пес», который придумали и сняли в духе модного сюрреализма молодые испанцы: режиссер Люис Буньюэль и художник Сальвадор Дали. Элюар знакомится с обоими и договаривается с Дали, что приедет следующим летом в Испанию вместе с женой и дочерью. Так начинается в жизни Гала новая глава, которая принесет бывшей «русской девочке Гале» мировую известность.

После летней поездки в Испанию в 1929 году Гала объявляет Элюару, что уходит от него к Дали. Но это не значит, что они расстаются навсегда - ведь Дали тоже творит в эстетике сюрреализма, а значит, они продолжают вращаться в одних и тех же кругах. Мало того - Гала предпринимает активные усилия и пользуется старыми связями для того, чтобы ввести молодого испанского художника в круг парижских «мэтров», где он должен занять одно из главных мест. Поначалу ей это удается, Дали принимают в самых шикарных салонах, хотя ему нелегко держать себя в рамках приличий и вести светскую беседу - ведь он привык шокировать всех своими выходками. И, несмотря на то, что бывшие дадаисты сами не чужды эпатажа, поведение Дали даже их выводит из себя. Он рисует картину «Загадка Вильгельма Телля», на которой изображает Ленина в характерной параноикоэротической манере. Французские сюрреалисты возмущены, видя в этом издевательство над идеалами (не забудем, почти все они были коммунистами). В это время к власти в Германии приходит Гитлер, чья личность истерика и мазохиста привлекает Дали, обладающего похожими качествами. Его он тоже изображает, на картине «Загадка Гитлера», чем переполняет чашу терпения своих коллег. Они устраивают собрание с целью исключить Дали из группы сюрреалистов. И тут на сцену выходит Гала.

Как разъяренная фурия, врывается она на историческое собрание. Вот как вспоминает об этом моменте один из очевидцев: «Жена, она не могла понять, как можно обижать ее гениального мужа; менеджер, была возмущена, как можно портить карьеру ее подопечного. Завсегдатай всех сборищ, член административного совета, она не сомневалась, что имеет право сесть на диван, где и без того сидело много народу. Села без церемоний. Буря».Интересно, что Элюара в тот момент не было в Париже - он не присутствовал на собрании, но потом вынужден был оправдываться перед Гала, что не проявил должной активности для защиты своего друга. То, что друг увел у него жену, не принималось во внимание, Элюар должен был защищать его, потому что так хотела Гала. Дали исключен из общества сюрреалистов, но остается их вдохновителем и некоторое время продолжает участвовать в выставках. В тот раз Гала удалось отстоять интересы Дали перед лицом мужчин, которых она давно знала, но вскоре пришли испытания, которым даже она не в силах была противостоять.


В 1934 году начинается борьба Каталонии за независимость, в октябре она разгорается с особенной силой. Однажды утром сосед-рыбак предупреждает Сальвадора и Гала о непосредственной опасности - бои идут уже на улицах Барселоны. Дали впадает в панику, Гала, как всегда, действует быстро и решительно. Она собирает самое необходимое, выправляет нужные пропуска и они тут же отбывают в Америку - пересидеть опасное время, а заодно и заработать денег: в Америке Дали становится невероятно популярен. Точно так же они поступят и два года спустя, когда начнется Вторая мировая война, - отправятся сначала во Францию, а потом в Америку; и там, и там будут наслаждаться жизнью. А Поль Элюар вновь идет в действующую армию. Теперь это не знаменитый поэт, а просто Эжен Грендель, как и во время Первой мировой. Он пишет Гала и Дали: «Вы должны быть счастливы. Придет день, и мы увидимся». На протяжении пяти лет они не будут ничего знать друг о друге.