Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Всемирная слава Веры Холодной




Как и полагается знаменитости, о Вере Холодной ходили многочисленные слухи, анекдоты и сплетни - причем одна сказочнее другой. Сперва говорили, что фамилия актрисы - Холодная - это псевдоним. Судачили о том, что кинозвезда застраховала свои глаза на кругленькую сумму. Или что все партнеры по фильмам были ее любовниками, а сын одесского «чайного короля» и вовсе застрелился из-за неразделенных чувств к актрисе... И даже трагический финал жизни Веры Холодной не обошелся впоследствии без досужих разговоров и фантазий обывателей.



В 1918 году Вера Холодная сыграла в очередной успешной ленте «Живой труп», снятой по пьесе Л.Н. Толстого в киноателье Д. Харитонова. Режиссером картины стал Ч.Г. Сабинский. (Позже этот фильм назовут одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино.) Вера исполнила роль цыганки Маши, причем ей настолько удалось перевоплотиться - уйти от привычного образа, так полюбившегося зрителям, - что на актрису обратил внимание сам К.С. Станиславский. После выхода фильма на экран Холодная получила приглашение от руководителя МХТа побеседовать с ним. «В тот день, - вспоминала сестра актрисы, Софья Васильевна, - она возвратилась очень поздно и сразу бросилась к матери, с которой всегда делилась своими переживаниями. Никогда я не видела сестру такой восторженной, такой окрыленной. Константин Сергеевич предложил ей вступить в труппу Художественного театра и готовить роль Катерины в "Грозе"».

Конечно, молодая актриса была польщена таким предложением. Вскоре после беседы она должна была дать ответ Станиславскому. Вера взвешивала все за и против: «Грозу», по словам Константина Сергеевича, будут ставить до тех пор, «пока не получится», работать придется много и долго - может, год, может быть, больше. Естественно, Вера Холодная не боялась работы - трудиться она привыкла, однако уйти в Художественный театр означало бросить любимое кино! На это Вера никак не могла решиться: за год она снималась более чем в десяти картинах; кино стало для актрисы не только ремеслом, но и смыслом жизни. Выбор был мучительным. В конце концов она приняла решение и осталась в кино. Станиславскому Вера Холодная написала письмо (переписывала его несколько раз, плакала над ним), в котором отказывалась от столь почетного предложения, встретиться же с режиссером лично она не посмела...

Фильмы с участием Веры Холодной обрели небывалую популярность не только в России -их знали в Европе, в Америке, в Японии. Тем и славилось немое кино, что его «язык» был доступен всем! Молодую актрису приглашали сниматься в Голливуд и Берлин, однако она отказывалась. Вера Холодная любила Россию и не хотела уезжать из своей страны, особенно в столь тяжелое время. Патриотический настрой актрисы явно выражен и в ее заявлении, опубликованном в «Киногазете» за 1918 год (№22): «Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы - значит, нас там ценят высоко. Но теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю».Вера Холодная не покинула своей родины, она продолжила сниматься в киноателье Харитонова. В это время готовились картины «Мещанская трагедия» и «Княжна Тараканова». Для последней ленты нужно было выехать в Одессу на натурные съемки, что и было предпринято в июне 1918 года.

В Одессу Вера отправилась со своей матерью, младшей сестрой Соней и дочерью Женей. Спустя некоторое время к ним приехала и сестра актрисы Надя. В Москве оставались муж и дочь Нонна. Приморский город был в то время оккупирован немцами, но, как известно, власть в нем менялась постоянно. Благо на съемки подобное политическое положение
никак не влияло: после «Княжны Таракановой» были сняты и другие фильмы. Популярность Веры Холодной, казалось, только росла: жители Одессы толпами ходили за актрисой, дежурили под ее окнами. «Наша жизнь в Одессе с момента прибытия была подчинена задаче ограждать Веру от поклонников и поклонниц, - вспоминала Софья Васильевна. - Если и в Москве Верина жизнь осложнялась этими людьми, то в Одессе это стало настоящей катастрофой. Жили мы в гостинице, потом в доме Попудовой на Соборной площади, как она тогда называлась. Вера бывала занята с утра до вечера. Харитонов быстро выстроил ателье на Французском бульваре, и там кипела работа - снимались один за другим новые фильмы».

Веру Холодную продолжали зазывать к себе различные иностранные фирмы, суля за съемки картин баснословные гонорары. А Дмитрий Иванович Харитонов предложил актрисе стать компаньоном его дела за границей. Однако все эти заманчивые предложения были ею решительно отклонены. Надо сказать, что уезжали многие актеры, соблазняясь не только большими деньгами, но и работой вообще. В Одессе всё труднее становилось снимать фильмы - недоставало пленки, химикалий.Кроме съемок в кино Вера Холодная вместе с другими артистами участвовала в благотворительных концертах (ее появление на эстраде гарантировало большие сборы). Примерно через пару недель после приезда в Одессу она, Петр Иванович Чардынин и другие актеры отправилась на гастроли по городам Украины, Крыму и Кавказу. Группа вернулась в Одессу в сентябре 1918 года. Вера Васильевна очень много трудилась, надеясь к зиме вернуться в Москву к мужу и дочке. Она не щадила своего здоровья, а будучи от природы отзывчивым и душевным человеком, практически никогда не отказывалась выступать в различных благотворительных мероприятиях. «Долг каждого человека - помогать своей стране», - любила повторять актриса. Она и помогала. Как могла -своим искусством.

Вскоре заболела скарлатиной старшая дочь Веры Женечка. Семья актрисы перебралась на частную квартиру - в дом Попудовой, так как гостиница не отапливалась и жить в ней с больным ребенком было невозможно. Сама Вера Васильевна осталась в «Бристоле», температура в ее номере порой достигала минус девяти градусов. После очередного концерта - в пользу Фонда профессионального союза театральных художников города Одессы, который состоялся в феврале 1919 года, актриса сильно простудилась. В зале было очень холодно, настолько, что зрители сидели в верхней одежде, выступавшие же актеры выходили на сцену в открытых платьях. По окончании мероприятия Вера Холодная заболела и слегла. Актрисе поставили диагноз - «испанка», особая форма гриппа. (Известно, что приморский город достаточно серьезно пострадал от эпидемии «испанки», которая унесла жизни тысячей горожан и почти сотню тысяч жизней по всей стране.) Болезнь протекала крайне тяжело, как легочная чума. Лучшие доктора Одессы, профессора медицины Коровицкий и Усков, следили за состоянием больной. Однако помочь было невозможно: в то время антибиотиков еще не существовало, а другие средства не давали никакого эффекта. Всё это время огромные толпы поклонников Веры Холодной стояли под ее окнами. Ни днем, ни ночью люди не покидали Соборную площадь. К актрисе никого не пускали. «Всё было сделано для ее спасения. Как ей хотелось жить!.. - вспоминала Софья Васильевна. - Вера говорила: "Володя там, в Москве, не чувствует, наверно, что я умираю". Всё понимала, знала, что конец. Харитонов и Чардынин плакали, сидя на кухне. В половине восьмого вечера она умерла. Это было шестнадцатого февраля 1919 года...».В последний путь еще совсем молодую, двадцатипятилетнюю «королеву экрана» провожала вся Одесса. Собор, в котором проходило отпевание актрисы, с трудом вмещал убитых горем людей. Образовалась сильная давка, и то, что никого не затоптали насмерть, можно было считать просто чудом. За гробом шли огромные толпы народа. Похороны звезды немого кино снимали на кинопленку - это был последний фильм Веры Холодной...

Смерть великой актрисы быстро стала обрастать слухами. Один из них - о том, что Вера Холодная умерла не от «испанки», а была отравлена, - казался вполне правдоподобным. Почвой для этого послужило прощание с актрисой. Забальзамированное тело должны были отправить для погребения в Москву, но из-за отсутствия сообщения похороны прошли в Одессе. Бальзамирующий состав сильно изменил цвет кожи умершей - она потемнела, так что пришлось наложить довольно толстый слой грима. Лицо актрисы настолько изменилось, что этого невозможно было не заметить. И поползли слухи об отравлении...Позже добавились новые «подробности» о смерти «королевы экрана»: оказывается, ее не просто отравили, а отравили французы ядом кураре; одни говорили, что она была советской шпионкой, другие - французской, что ЧК избавилась от нее при помощи цианистого калия или что актриса умерла от запаха лилий, которые ей передал французский консул Эмиль Энно. Говорили о гибели звезды немого кино в автокатастрофе. А через полгода после безвременной кончины Веры Холодной в кавказских газетах появилось и вовсе фантастическое сообщение: актриса собиралась покинуть Одессу-хотела уехать в Европу, но ее выкрали, ограбили и зверски убили; ее обезглавленное тело было найдено в степи...