Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

В 1934 году Гала и Дали оформляют свои отношения




Небольшой городок, а скорее, деревушка Кадакес, в которой жил Дали, расположена в Каталонии, недалеко от границы с Францией, но Элюар с семейством ехал в нанятом автомобиле, и Гала очень устала. Дали увидел свою будущую музу в тот момент, когда она только вышла из машины: «Лицо Гала Элюар было, на мой взгляд, очень интеллигентным, но выражало усталость и досаду - ну и дыра этот Кадакес!». Они поздоровались, обменялись несколькими фразами и разошлись - путешественники отправились в гостиницу отдыхать, договорившись с Дали встретиться завтра на пляже.

Всё следующее утро художник провел в приготовлениях к встрече. Надо сказать, он совсем не думал о Гала. Гораздо больше его мысли занимал сам Элюар - блестящий парижанин, знаменитый поэт. Дали хотел произвести на него впечатление, но понимал, что соперничать с Элюаром в блеске и славе ему не по силам. Что ж, тогда оставалось шокировать изысканную публику. Дали изобрел «безумный утренний наряд», состоявший из разорванной рубашки и вывернутых наизнанку плавок, дополнил его «запахом козлиного помета», воткнул за ухо цветок герани - теперь он был готов! Он выглянул в окно - и все приготовления (к счастью для окружающих) пошли прахом.

 

На пляже Дали увидел жену Элюара и узнал в ней свою мечту, девочку из детских снов, женщину из одиноких ночных мечтаний. «Это была она! Галючка Редивива! Я узнал ее по обнаженной спине. Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч - почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».Дали был поражен: как он мог не узнать ее вчера с первого взгляда! Он быстро привел себя в порядок и вышел к гостям на берег, но заговорить с Гала не решался - как всегда в минуты сильного смущения, его охватывали приступы истерического хохота. К счастью, общие знакомые уже рассказали чете Элюар об особенностях художника, и они воспринимали его причуды спокойно. Гала пыталась серьезно разговаривать с ним о его картинах, задавала вопросы, и он отвечал, когда удавалось справиться с пароксизмами смеха.

«Я сразу поняла, что он гений», - скажет Гала позднее. Тогда же, обращаясь к Дали, она уверенно заявила: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть».После того, как всё между ними было решено, Гала и Дали были вынуждены ненадолго расстаться. Она возвращается в Париж, куда уже уехал Элюар, а Дали некоторое время наслаждается одиночеством, к которому так привык за долгие годы. Он работает над портретом Поля Элюара: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». В ноябре Дали едет в Париж, где должна открыться его выставка. Но, едва увидев Гала, забывает обо всем на свете: «И я, самый амбициозный из современных художников, решил уехать с Гала в свадебное путешествие ровно за два дня до открытия моей первой выставки в Париже, столице художников». Воистину эта женщина умела кружить головы!

А Элюар, безропотно принял сложившуюся ситуацию, как принимал все поступки и решения своей жены. Единственное, что он себе позволяет, - длинные сентиментальные письма, которые продолжает писать много лет подряд: «После твоего отъезда у меня дурацкий приступ меланхолии. Я полон тобой. Непрестанно думаю о нашей с тобой жизни, нашей любви, нашем благородстве. Сплю неважно, снятся сны о тебе, ты со мной во всех моих снах - значительная, изысканная, живая и - безнадежно недостижимая». Он говорит о безнадежности, но в то же время в глубине души не оставляет надежды на возвращение жены. Суровая реальность прорывается отчаянными строчками в другом письме: «Гала, если вдруг мне приходит в голову, что между нами всё кончено, я чувствую, что обречен на казнь, и какую казнь!..».

В 1932 году они развелись официально. Элюар собирался жениться на танцовщице Марии Бенц по прозвищу Нуш, но этот поступок был продиктован, скорее всего, стремлением поэта освободиться от власти Гала над его душой. Стремлением явно безуспешным, о чем свидетельствуют строки очередного письма: «Мысль о том, что на днях я женюсь, повергает меня в бездны печали... Каждую ночь я вижу тебя во сне... Как бы там ни было, но рано или поздно, Галочка, я вернусь и буду жить где-то возле тебя, на том расстоянии, какое ты укажешь».Этого, разумеется, не произошло. В том же 1934 году, когда Элюар женится на Нуш, Гала и Дали тоже оформляют свои отношения -скромная церемония регистрации проходит в испанском консульстве в Париже. Обвенчаются они спустя почти четверть века, в 1958 году, через шесть лет после смерти Элюара. «Пока смерть не разлучит нас»...