Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Новизна в старине




В современном мире соцреализм незаслуженно забывается, отодвигается на задний план. Вопреки игнорированию, проходят выставки этого направления не только у нас, но и по всему миру. Феноменом соцреализма возвращается на достойное место мирового искусства. Хотя сперва стоит понять откуда пришел этот самобытный стиль. В начале тридцатых это  термин обозначили для себя писатели. Они провозгласили идеи соцреализма и направление развития всего искусства в новой политической и экономической, а также социальной среде. Вслед за работниками пера, художники взяли на вооружении этот стиль.

Среди сонма стилей переломного времени, соцреализм стал основополагающим и рулевым в советском искусстве. В общих чертах можно сказать, что соцреализмом называлось и считалось теперь только то, что могло воспитывать зрителей/читателей, да и просто обычных людей в новых социалистических идеях. Идейное гармоничное стремление к балансу государство-личность. Формулировку приписывают Сталину.

И отсюда теперешние «относительности» соцреализма к «тирании генсека». Вопреки этому хотим сказать, что соцреализм отражал потребности большинства, он воплощал стремления людей того времени, а вовсе не был прихотью Сталина. Если супрематизм, эгофутуризм, изысканность многих новаторских и радикальных стилей 20-ых годов были нацелены на элитного зрителя, тонкого искусствоведа, то здесь понятность и доступность понималась на уровне широко общества. Не примитивизм, нужно заметить, а именно доступность пониманию. Вопреки оторванности всех перечисленных стилей от обычной жизни соцреализм был свой и близкий. Там рисовали как раз обычную жизнь, известные многим сюжеты, людей встречаемых по пути на работу, на отдыхе или в интересном обществе. Если авангардисты отрицали «приземленность», то простому крестьянину, который пришел в город за работой и деньгами, такая оторванность казалась чем-то лишним, ведь на хлеб зарабатывать нужно было. Как можно быть оторванным от самой жизни? Зачем тогда вообще писать картины «ни о чем»? Чужой и непонятной была та промежуточная субкультура для основной массы народа. Выставки и работы на них оставляли равнодушными всех. И вот старый новый реализм, преобразовав и дополнив себя, становится главным художественным направлением.