Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

История жизни Далиды




Французы, итальянцы, египтяне - до сих нор все они считают Далиду «своей» певицей, потому что жила она в Париже, родилась в Каире, а по происхождению и вовсе была итальянкой! История жизни этой удивительной женщины, которая боролась за свое место под солнцем буквально с пеленок, полна горечи и радости, любви и разочарований, духовных поисков и падений в бездну.

Покинув в 1893 году родную Серрастретту, итальянскую деревню в Калабрии, шестнадцатилетний Джузеппе Джильотти отправился в Каир. Италия совсем недавно пережила экономический кризис, и многие ее жители в поисках заработка уезжали в Америку. Джузеппе (дедушка Далиды с отцовской стороны) выбрал Египет - дорога туда обошлась значительно дешевле, чем в Соединенные Штаты. В Каире он стал портным. Однако непривычный климат и жизнь, полная лишений, сделали свое дело -Джузеппе умер, когда ему было всего сорок лет. Он оставил троих сыновей, старший из которых, Пьетро, в шестнадцать лет заменил семье кормильца. Юноше пришлось совмещать учебу в консерватории, где он обучался игре на скрипке, с выступлениями перед публикой и частными уроками. Его мать Роза, безусловно, любила своих детей, но еще больше ей нравилось петь, танцевать, а главное - заводить романы на стороне. Обладавшая артистическим темпераментом и красивым голосом итальянка пользовалась большой популярностью: Роза частенько исполняла народные песни во время праздников, за что ее щедро одаривали аплодисментами. Такая жизнь кружила женщине голову... Роза была большой фантазеркой, чрезвычайно легкомысленной и влюбчивой. Так, однажды, бросив троих сыновей, она окунулась в очередную интрижку, и Пьетро с трудом удалось вернуть мать домой.

Вторая бабушка певицы, по материнской линии, Элена, родилась на юго-востоке Италии, в Апулии. После романа с коварным соблазнителем, певшим под ее окнами серенады, Элена осталась одна с младенцем на руках. Обещавший жениться любовник обманул бедную женщину. Чтобы избежать позора, молодая мать покинула отчий дом. Сперва она приехала в Калабрию, в Серрастретту, где нашла для маленькой дочери кормилицу, а себе - работу. Но вскоре, видя, что многие покидают Италию, Элена поддалась этим настроениям и отправилась с ребенком в Каир. Здесь она устроилась гувернанткой в дом известного политика Наххаса-Паши. Про отца ребенка молодая мать сказала, что тот умер. От природы гордая и наученная горьким опытом, Элена уже никогда больше не свяжет жизнь с другим мужчиной. Очень скоро она настолько войдет в доверие к Наххасу-Паше, что станет его советчицей, настоящей женщиной-дипломатом - о такой карьере молодая итальянка на чужбине могла только мечтать! Тем временем подрастала дочь Элены Джу-зеппина. Девочка отличалась кротостью и трудолюбием и к тому же была весьма набожна. Джузеппина воспитывалась в школе францисканцев (отсюда ее религиозность), там же обучилась и шитью - причем настолько мастерски овладела ремеслом, что шила одежду буквально из воздуха. Одновременно в одном из египетских кварталов вырос, возмужал и стал великолепным скрипачом Пьетро Джильотти. Это был серьезный, трудолюбивый и амбициозный молодой человек, к тому же очень красивый - с выразительными глазами и роскошной темной шевелюрой. Рано став кормильцем для матери и двух младших братьев, Пьетро много работал - сначала он играл где приходилось, но затем ему предложили почетное место первой скрипки в Каирской опере! Это был настоящий прорыв: сын портного стал уважаемым человеком в городе.Вскоре в небольшой итальянской общине Каира Элена и Роза договорились о свадьбе Пьетро и Джузеппины, будущих родителей Далиды...

После обручения молодая семья Джильотти обосновалась в квартале Шубра, в собственном доме (вопреки обычаю, который предписывал молодой жене поселиться в доме мужа). Новое жилье досталось Джузеппине в качестве приданого от матери - Элена не хотела, чтобы дочерью помыкала взбалмошная свекровь. В белоснежном доме с деревянной резной дверью и коваными решетками Джузеппина стала полновластной хозяйкой. Конечно, подарок был безумно дорогим: чтобы преподнести его, Элена работала не покладая рук, собирая деньги и экономя буквально на всем.17 января 1933 года у Джузеппины родилась девочка, которую нарекли Иоландой (полное имя - Иоланда Кристина Джильотти). Она стала вторым ребенком в семье и единственной дочерью: старшего брата Иоланды звали Орландо, а младшего, который родится спустя несколько лет, - Бруно. Трудности преследовали малышку с самого рождения. Вторые роды оказались для Джузеппины тяжелыми - ребенка пришлось доставать с помощью акушерских щипцов, так что девочка появилась на свет синюшной и еле живой. Перепуганная мать крестила девочку немедленно, боясь, что та вскоре умрет. Страх перед удушьем будет преследовать Иоланду всю жизнь. Малышка выжила. Она обожала мать и старалась всегда находиться рядом с ней, наотрез отказываясь делить Джузеппину с братьями или кем-то еще.Когда Иоланде едва минуло десять месяцев, ей в глаза попала неизвестная инфекция. Родители поначалу даже не обратили внимания на легкую «болячку», а местный врач успокоил их, заявив, что это «обычная офтальмия», которая бывает довольно часто и быстро вылечивается. Он порекомендовал завязать девочке глаза на сорок дней - такая крайняя мера была в те годы гарантом выздоровления.

Чего только не сделают молодые встревоженные родители ради своего ребенка!Маленькой Иоланде надели черную повязку. Понять, почему вдруг наступила ночь, малютка была не в силах. Повязка мешала, и она ее, разумеется, стянула. Мать завязала девочке глаза снова. Но дочка опять сорвала повязку. И тогда малышке связали руки. Испуганная Иоланда плакала, кричала, билась в истерике. Мать с отцом еле сдерживались, чтобы не прервать эти мучения, но боялись ослушаться врача. Когда силы малютки иссякли, ее всхлипывания казались даже жалобнее криков. Наконец девочка уснула.
Постепенно Иоланда привыкла к темноте. Родители как могли отвлекали дочь: мать пела ей песни, отец играл колыбельные собственного сочинения на скрипке. И ребенок, лишенный зрения, сосредоточился на звуках. Вскоре Пеппина (так называли Джузеппину близкие) заметила, что когда дочь слышит звон колоколов или возглас муэдзина, то затихает и поворачивает голову в ту сторону, откуда идет звук. Музыка стала неотъемлемой частью существования маленькой Иоланды. Пьетро подбадривал дочку: «Это чтобы ты была красивой. Чтобы у тебя были прекрасные глаза. Глаза египетской царицы, глаза Нефертити». Она, конечно, не понимала смысла слов, но знала точно - они добрые. (Забегая вперед, скажем, что заверения отца оказались пророческими: Далида едва ли не первой введет в моду макияж «а-ля египетская царица», а ее взгляд будет притягивать миллионы зрителей.)

Ровно через сорок дней испытание подошло к концу. Джузеппина, не скрывая нетерпения, развязала повязку и... ужаснулась: вместо здоровых глаз она увидела страшное воспаление. Увы, инфекция лишь усилилась. Глаз гноился, глазной нерв сместился, что привело к косоглазию. Казалось, Иоланда изуродована навсегда. Кроме того, свет отныне причинял девочке нестерпимую боль. Горе родителей было безграничным: Пьетро метался по дому, кричал и порывался застрелить врача-шарлатана, выбегал на улицу; безутешная Пеппина пыталась успокоить плачущую дочурку.Спустя несколько дней один глаз пришел в норму, но другой по-прежнему оставался неустойчивым. По настоянию другого специалиста, в восемнадцать месяцев девочке сделали операцию. Она удалась лишь отчасти: головные боли продолжали мучить Иоланду, а при любом волнении зрачок смещался к уголку глаза. Заснуть она могла лишь при свете ночной лампы. Начались долгие и утомительные упражнения по восстановлению зрения. В четыре года девочка перенесла вторую операцию. Взгляд стал устойчивее - упражнения продолжались. Иоланде выписали очки с очень толстыми стеклами, в которых она себе, естественно, совсем не нравилась. Каждый раз, видя свое отражение, девочка с отвращением отводила взгляд.

«Когда ты вырастешь, ты будешь красивой», -пообещала однажды Джузеппина маленькой Иоланде. «Самой красивой?» - робко спросила девочка и, услышав в ответ: «Да, самой красивой», - немного успокоилась; правда, ей казалось, что ждать придется чересчур долго. Тем не менее слова матери грели сердце малышки, ведь пока в ее жизни были только ненавистные очки с толстыми стеклами, школа и издевательства одноклассников. Даже самые красивые платья с многочисленными оборками, сшитые мамой, не могли избавить Иоланду от ощущения отчужденности. С телом - и она это понимала - всё было в порядке, но комплекс очкарика преследовал девочку. Среди ровесниц Иоланда стала изгоем.Тогда старший брат, видя ее страдания, позвал сестру в свою, мальчишескую компанию. Отныне она гоняла на велосипеде, играла в футбол и лазила по деревьям. Выбросив подаренную куклу, девочка самозабвенно играла с братьями в солдатиков, отлитых из свинца.К тринадцати годам Иоланда начала осознавать свою ставшую отчетливо заметной привлекательность. У нее появился интерес к собственной внешности. В школе ей даже доверили сыграть главную роль в спектакле -роль египетской богини Исиды. Впервые подведя глаза черным карандашом, Иоланда стала похожа на актрису немого кино; ее игра в том спектакле удивила многих.

Благодаря активным мальчишеским играм фигура Иоланды сформировалось на редкость крепкой и красивой. В четырнадцать лет девочка выглядела настоящей женщиной! Проходя по улицам, она всё чаще слышала комплименты и посвистывания и никак не могла поверить, что они адресованы ей. Она перестала играть с мальчишками и снова начала носить наряды, сшитые заботливой матерью. Теперь они вместе листали журналы, подбирая самые модные и красивые модели. Иоланда любила популярные в те времена облегающие вещи, которые выгодно подчеркивали ее и без того безупречную фигуру, а роскошные, длинные, черные волосы дополняли ее блестящий образ юной богини. Гадкий утенок обернулся прекрасным лебедем.Однажды лучшая подруга Иоланды Миранда вырезала из газеты объявление о наборе кандидаток на конкурс красоты «Мисс Ундина». Девушки тайно записались на отбор. В назначенный день, вооружившись косметикой и духами, юные дарования навели в ближайшем квартале марафет, надели свои самые красивые платья и отправились на соревнование (дома каждая из них сказала, что останется ночевать у подруги).

Это было настоящее испытание: жюри, публика, декорации... Уверенность в своей неотразимости у подруг улетучилась мгновенно. О победе никто из них уже не мечтал: главное -участие, а на память о конкурсе у них оставались заветные купальники и туфельки, которые выдавали всем кандидаткам. Но когда объявили итоги, выяснилось, что второе место заняла не кто-нибудь, а Иоланда! Девушка не верила своим ушам. Это была настоящая победа, триумф! К счастью, третье место досталось Миранде. Довольные собой, девушки засобирались домой, но их остановили фотографы, желавшие сделать снимки для прессы. «Если мама увидит меня в таком виде, она меня убьет!» - пыталась отбиться от назойливых корреспондентов Иоланда. Стоит ли говорить, какой переполох вызвали фотографии в доме Джильотти! Для богобоязненной Джузеппины это был позор: дочь публично обнажилась, демонстрируя свое тело в купальнике. О прославившейся соседке уже шептались все жители квартала. Младший брат Бруно радовался за сестру и был, безусловно, на ее стороне, но Орландо (который после смерти отца стал главой семьи) и мать решили наказать беспутную девчонку. Вызванный на дом парикмахер отрезал роскошные волосы Иоланды, символ женственности, секрет ее обольстительности - Джузеппина считала, что именно они искушают дьявола. Позже, слегка успокоившись, мать поняла, какую ошибку совершила в порыве гнева. Дочь рыдала, и мать плакала вместе с ней. Но - нет худа без добра: именно с той поры Джузеппина станет союзницей Иоланды (в глубине сердца надеясь, что конкурс был просто случайностью и со временем дочь забудет о сцене и прочих «глупостях».) Однако жизнь Иоланды раз и навсегда изменилась с того воскресного вечера, когда она стала победительницей в конкурсе «Мисс Ундина»...