Карта сайта
Соцреализм - условный жанр советского искусства. Художники, поэты, скульпторы, писатели, драматурги.

Искусство социалистического реализма




Принципиальное теоретическое направление в художественной области, которое было основным и обязательным с середины тридцатых годов прошлого века по самое начало восьмидесятых в Советском Союзе. Художественная критика и советское направление развития общества отводила искусству важную роль в формировании общества в целом и личности в отдельности уже с конца двадцатых годов. Предполагалось, что появлением социалистического реализма, возможно, утвердить идеалы социализма в обществе, расширить представление образа новых людей и общественного устройства. Еще в конце двадцатых годов советское искусство и художественная критика в частности дали тот высокий уровень роли в жизни человека всех аспектов культуры, а живописи, прежде всего. На вооружение соцреализму задали такие критерии как доступность и понятность исполнения сфер обновляемой жизни, воплощение идей нового строя и общественного устройства. Программа обновленного искусства полностью отвергала весьма важные и основные вехи наследия национальной традиции, такие как религиозный аспект в творчестве времен средневековья, а также авангард и модерн начала двадцатого столетия.

Для нового направления искусства выработали такие принципы и основы, как реалистичное воплощение в образах действительности, основного революционного её отражения, классический реализм с опорой на героическую романтику новых времен.

Предполагалось, что с соцреализмом будет связано именно прославление революционного времени, той борьбы народа за свои права и новое положение, воплощение в образах вождей некоего абстрактного величия и примера, отражение образа бытия советского народа, трудовое вдохновение. Строгость требований настаивало, на четком выборе содержания и форм картин, устанавливало темы. Перегиб состоял как раз в этом соответствии/несоответствии – методика распространялась абсолютно на все виды искусств (архитектура и прикладное творчество включительно) – это с одной стороны, мешало творческому выражению художников, а с иной – происходила мощная ломка одной части художников и опала и небрежение иных мастеров. Однако, мастера, вписавшиеся в новый порядок и подход к реализму в социалистическом формате, сумели создать в этом направлении поистине настоящие шедевры мирового абсолютного искусства. Сокровищами мирового искусства стали многие творения мастеров той столь жесткой и неоднозначной эпохи.